Обучение

Сообщение об ошибке

Обучение

Сообщение об ошибке

Тренер гродненской IT-Academy рассказала о профессии тестировщика в IT

30 ноября 2022

Тестирование программного обеспечения — одна из самых востребованных IT-специальностей. Это подтверждается цифрами: 86 открытых вакансий по специальности QA Engineer (по данным портала devpulse.by) на фоне общего спада белорусского рынка труда в IT — достаточно высокий результат.

При этом по числу вакансий для начинающих это направление и вовсе в лидерах наравне с разработкой на PHP.


Тестирование ПО привлекает новичков в IT ещё и возможностью быстрого входа в профессию: пройти курсы по этому направлению можно всего за 3 месяца, по истечении которых Вы сможете претендовать на работу или стажировку в IT-компании. 

Но всё же мы говорим о тестировании — при чём здесь тогда QA Engineer? Это одно и то же? Чем вообще занимается тестировщик? Это ведь связано с поиском «багов» в программах?

Такие вопросы возникают у многих новичков — зачастую они начинают свой путь в этом направлении, не очень хорошо понимая и представляя, что их ждёт.

Однако, чтобы добиться успеха, лучше заранее знать, на что идёшь. 

Для того, чтобы развеять мифы и получить ответы на все вопросы, которые возникают у тех, кто находится в начале своего пути в IT-сферу, мы поговорили с Александрой Ерёминой — Lead QA Engineer в компании iTechArt и тренером курса по тестированию ПО в IT-Academy. Александра в профессии более 10 лет и уже более 5 лет преподаёт ручное тестирование в IT-Academy по собственной уникальной программе. За это время она выпустила 14 групп начинающих тестировщиков, многие из которых достигли высот в IT-сфере.


Вашему вниманию первая часть интервью с Александрой.

Александра, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет профессия тестировщика? В чем заключается его роль в команде?

— Для начала давайте уточним, что на самом деле существует два отдельных понятия: обеспечение качества (QA) и тестирование. 

В задачи тестирования входит проверка разработанного программного продукта на соответствие заранее написанным требованиям и ожиданиям заказчика, а также поиск расхождений с этими требованиями/ожиданиями и составление т.н. «баг-репортов». 

Обеспечение качества — это содействие тому, чтобы разрабатываемый программный продукт и процесс его разработки были качественными и постоянно улучшались. Для этого нужно анализировать текущие рабочие процессы на проекте, оптимизировать их, а также создавать новые процессы.

Грубо говоря, если считать, что тестирование — это про обнаружение багов, то QA — это про то, чтобы эти баги даже не возникали.

Но на практике, как правило, у нас нет разделения на специалиста по тестированию и QA-специалиста: тестировщик занимается и тем, и другим. 

Как проходит рабочий день тестировщика?

— Как и любой другой участник проекта, я проверяю почту и рабочие мессенджеры, чтобы быть в курсе всех последних обсуждений, вопросов, задач.

Дальше, как правило, проходит встреча команды тестирования, где мы обсуждаем, что сделано, какие проблемы возникали, что запланировано на сегодня. Потом происходит аналогичная встреча, но уже всей проектной команды.

А дальше мы работаем над задачами. Это может быть анализ требований к продукту, составление чек-листов/тест-кейсов, тестирование новых частей приложения или перепроверка старых, чтобы убедиться, что они по-прежнему работают хорошо (т.н. «регрессионное тестирование»), документирование дефектов в приложении или предложений по улучшению, перепроверка исправленных дефектов. При этом, если необходимо, мы общаемся с другими членами команды.


— В понимании многих обывателей работа тестировщика — искать «баги»? Это стереотип или основная цель тестирования заключается именно в этом?

— Найти баги — это только одна из целей. Главная задача тестировщика — дать ответ на вопрос: соответствует ли разработанный продукт требованиям и ожиданиям заказчика?

И вот для этого тестировщик проводит 90% своего времени, анализируя требования, составляя тестовую документацию, тестируя, выстраивая тестовые процессы.

Я бы сказала, что этот стереотип, похоже, уходит корнями еще в 9 сентября 1945 года. Тогда в Гарвардской лаборатории мотылек, попавший между контактами реле, вывел оборудование из строя. И, видимо, с тех пор работу тестировщиков и оценивают по внешним результатам — много ли багов ты нашел? 

Хотя на самом деле, если на проекте выстроены те самые процессы, которые позволяют качественно разрабатывать качественный продукт, то багов может вообще не быть. 

Как может развиваться карьера тестировщика?

Это может быть развитие в рамках какой-то выбранной специализации, например, тестирование безопасности. Как правило, такие специалисты сфокусированы именно на своей специализации и уже не занимаются остальным тестированием. Есть даже отдельные компании, которые предоставляют только какой-то один вид тестирования. 

Второй вариант — это развитие в качестве менеджера: руководитель группы тестировщиков, руководитель QA-отдела.

Есть, кстати, еще один стереотип — о том, что мануальный тестировщик может «вырасти», например, в автоматизатора, бизнес-аналитика, проджект-менеджера. На самом деле — это не рост, это просто переход в другую профессию, где тоже есть свои ступени: от Junior до Lead. 

К слову, об автоматизаторах: почему ручное тестирование востребовано несмотря на то, что существует автоматизированное? Останутся ли ручные тестировщики востребованными в будущем или есть риск, что автоматизаторы их вытеснят?

— Я в тестирование пришла уже больше 10 лет назад. И все эти 10 лет слушаю про то, что ручное тестирование вот-вот исчезнет. На мой взгляд это такой же стереотип, как и то, что задача тестировщика — это поиск багов.

Автоматизация эффективна, когда ее правильно используют на проекте. Но даже в этом случае, она покрывает не всё приложение. 

Как правило, автоматизаторы и мануальные тестировщики работаю совместно: тестировщики составляют тест-кейсы, проводят первый цикл тестирования, находят баги, обновляют тест-кейсы. А вот дальше подключаются автоматизаторы и автоматизируют какую-то часть тест-кейсов (в зависимости от стратегии тестирования).

Извечная тема для обсуждений: «Нужен ли английский в IT». Требуется ли знание английского тестировщикам?

— Нужно принять как аксиому, что английский нужен. Большинство IT-компаний — аутсорсные. Это значит, что наши заказчики из-за рубежа: США, Европа, Канада и т.д. Вся документация ведется на английском. Команды мультинациональные: в одной команде могут быть бизнес-аналитики из разных штатов США (с разным акцентом), программисты из Индии, проджект-менеджер из Австралии, тестировщики из Бельгии. И Вы — из Беларуси.

А поскольку тестировщик постоянно и много общается со всеми членами команды, то он должен не только уметь донести свою мысль, но и детально понять то, что ему говорят.

Аналогичная ситуация и со стартапами или компаниями, выпускающими какой-то свой продукт (например, Binance, Flo).

Поэтому минимальный уровень английского — это В1.


Какие ещё качества важны для тестировщика?

— Моё мнение — как раз личностные качества в первую очередь и важны для тестировщика.

Я бы назвала: 

  • Внимательность к деталям, наблюдательность.

  • Аналитический склад ума.

  • Абстрактное мышление, способность поставить себя на место пользователя/заказчика и смотреть на приложение его глазами.

  • Склонность к исследованиям.

  • Неравнодушность к проекту, чувство ответственности за свою работу и проект в целом.

  • Терпение и усидчивость.

  • Умение и желание заниматься самообразованием.

Нужно ли иметь хотя бы базовые знания в программировании?

— Поверхностное понимание того, как приложения «устроены под капотом», не только расширяет профессиональный кругозор, но и позволяет тестировщику продумать более эффективные тесты, обнаружить неочевидные дефекты, сэкономить время на тестирование. 

Но, в первую очередь, на мой взгляд, для тестировщика важны те самые личные качества, о которых я говорила выше. 

К слову, большинство выпускников моего курса не имели знаний в программировании, что никак не помешало им трудоустроиться в качестве тестировщиков в различные компании.


— Раз уж мы заговорили о курсах: курс по тестированию в IT-Academy длится около 3 месяцев — достаточно ли этого, чтобы приобрести набор навыков, необходимый для старта карьеры в IT? 

— Многие рекламируют тестирование, как простой путь, т.к. эта профессия не требует изучения языка программирования и такого высокого уровня английского языка, который необходим, например, бизнес-аналитику или проджект-менеджеру.

Однако, нужно понимать, что профессию невозможно освоить целиком и полностью за 3 месяца. За это время, при условии усердной работы на курсах и самостоятельно, можно заложить хороший фундамент знаний и навыков. Этого фундамента достаточно для прохождения интервью и работы в качестве Junior-специалиста. 

При этом нужно быть готовым к тому, что все свободное время как в течение этих трёх месяцев, так и в течение ближайшего года нужно будет посвящать учебе и самоподготовке.

Со своей стороны я делаю всё, чтобы время, которое слушатели уделяют занятиям, проходило для них максимально интересно и продуктивно. 


Если Вы хотите освоить профессию тестировщика ПО под руководством профессионального тренера с большим опытом в IT, самое время записаться на сайте или по телефону +375 (33) 900–44–44.

Успешно окончив данный курс, Вы сможете попасть в Программу трудоустройства IT-Academy и получить помощь в поиске своей первой работы в IT.


— Что будут уметь выпускники курса по итогам обучения? 

— У нас будет много лабораторных работ (как индивидуальных, так и совместных), а также работа в командах по полному циклу тестирования разных приложений.

Это позволяет слушателям за 3 месяца приобрести необходимые hard skills и закрепить практический опыт в тестировании разных типов приложений, поиске дефектов, составлении различной текстовой документации, а также в командной работе. Кроме того, слушатели будут уметь работать в системе управления проектами Jira и таких инструментах, как DevTools, Postman, Swagger, Charles/Fiddler. 


— Вы обучаете начинающих тестировщиков уже много лет. Как правило, это люди, которые переходят в IT из других сфер деятельности. Представители каких профессий чаще всего идут в тестировщики?

— Абсолютно разных. Врачи, учителя, представители аграрного сектора, люди искусства, разнорабочие, спортсмены, военные, банковские работники… Даже программисты. Наверно, мне проще сказать, кого за эти годы я не учила: пожалуй, космонавта ни одного не было.

Продолжение следует…

Материал опубликован на s13.ru, дата публикации: 03.10.2022.



Полная, частичная перепечатка или любое иное использование материалов с сайта IT-Academy разрешается только с указанием активной гиперссылки, ведущей на первоисточник (точный адрес страницы на www.it-academy.by).